Главному врачу центра СПИД поступил запрос от прокурора района:
“Прокуратурой района проводится проверка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Прошу предоставить в прокуратуру сведения (по такому-то району) о гражданах, состоящих на диспансерном учёте в центре СПИД и уклоняющихся от прохождения соответствующих осмотров по форме: ФИО, телефон, адрес, дата последнего прохождения обследования. В последующем прошу информировать прокуратуру о лицах, уклоняющихся от прохождения медицинских осмотров ежемесячно”

Юристом Форума ЛЖВ был подготовлен обоснованный отказ в предоставлении персональных данных списком. В прикреплённых файлах вы найдёте ответ прокурору, официальное письмо Минздрава России и Апелляционное определение Оренбургского областного суда по аналогичному делу.

Центр СПИД не может представить персональные данные пациентов по запрошенной (списочной) форме.
Вместе с тем, при законных требованиях органов прокуратуры о предоставлении необходимой информации при проведении надзора за соблюдением закона либо прав и свобод человека и гражданина, в отношении конкретных лиц, состоящих на учете в центре СПИД, они подлежат немедленному исполнению медицинским учреждением.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 27.02.2018

Письмо_ Минздрава России от 30.08.2013 N 306_13 _

Прокурору ответ

 

Прокурору

В соответствии с ч.4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.

Таким образом, запрос сведений, составляющих врачебную тайну органами прокуратуры правомерен, но только, если он осуществляется в рамках прокурорского надзора.

Прокурорский надзор подразделяется на: надзор за исполнением законов (гл. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”), надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”), надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (гл. 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”), надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (гл. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”).

Пределы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) “О прокуратуре Российской Федерации”.

Так, в соответствии с нормами указанной статьи (ст. 26) предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом указано, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 – 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из п.2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) “О прокуратуре Российской Федерации” при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В правоприменительной практике аналогичная ситуация о пределах предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, рассмотрена в отношении запроса сведений о лицах, страдающих наркологическими заболеваниями – Письмо Минздрава России от 30.08.2013 N 306/13 “О предоставлении сведений по запросам прокуратуры, касающихся персональных данных лиц, страдающими наркологическими заболеваниями и прочих сведений, составляющих врачебную тайну”. При рассмотрении вопроса Минздрав России пришел к выводу, согласно которому требование органов прокуратуры о предоставлении персональных данных всех лиц, страдающих наркологическими заболеваниями и состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, тем более, возведение его в статус отчетного, не соответствует положениям ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, поскольку не подпадает под понятие “прокурорского надзора”, предусмотренного Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”. Вместе с тем, при законных требованиях органов прокуратуры о предоставлении необходимой информации при проведении надзора за соблюдением закона либо прав и свобод человека и гражданина, в отношении конкретных лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, или иных обстоятельств, они подлежат немедленному исполнению наркологическими учреждениями.

Аналогично судом в Апелляционном определении Оренбургского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-1447/2018 Требование: о признании незаконными решений должностных лиц об отказе в предоставлении информации и их обязании предоставить запрошенную информацию. Обстоятельства: Прокурор указал, что проводится проверка исполнения федерального законодательства, должностными лицами оказаны препятствия, влияющие на полноту проведения проверочных мероприятий. Решение: В удовлетворении требования отказано. Признан правомерным отказ Главного врача в предоставлении запрашиваемых сведений по причине отсутствия сведений в том виде, в котором их требовала прокуратура, при этом систематизация и переработка имеющихся сведений для предоставления в требуемом виде признана выходящей за рамки прокурорского надзора.
На основании вышеизложенного “Центр СПИД” не может представить персональные данные пациентов по запрошенной форме.
Вместе с тем, при законных требованиях органов прокуратуры о предоставлении необходимой информации при проведении надзора за соблюдением закона либо прав и свобод человека и гражданина, в отношении конкретных лиц, состоящих на учете в “Центре СПИД”, они подлежат немедленному исполнению медицинским учреждением.